Top.Mail.Ru
Сайт использует cookie-файлы, чтобы сделать ваше пребывание на нём максимально удобным
Блог Стало легче

Нейрографика как метод самокоучинга

«Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности»
(Тимоти Голви).

Современный мир очень непредсказуем и стрессогенен. Мы живем в ситуации неопределенности, в мире, где каждый момент может случиться то, что изменит жизнь человека до наоборот. В мире, где падают самолеты, идут войны, в любой момент может измениться законодательство и наша жизнь уже не будет прежней, в мире, где случаются экологические катастрофы и, как мы уже поняли в этом году, далеко не все болезни человеком взяты под контроль. То, что практически уничтожила советская медицина, да, нас больше не беспокоит. Но мир изменчив и возникают новые болезни, которые носят уже глобальный характер.

И в этом мире человеку предстоит жить и, желательно, жить счастливо. Для этой цели, на наш взгляд, стоит подняться над обыденностью, если так можно назвать мировые кризисы и катаклизмы, и увидеть свою жизнь в ином, уникальном свете. Раз мы пришли в этот мир, то у нашего прихода есть цель и миссия и есть ресурс, чтобы все происходящее вокруг пройти с честью и вынести необходимые уроки, усилить свой род, народ и человечество. Мы сейчас проживаем эпоху больших перемен. Это время, когда “философия жизненной обремененности” должна уступить место “философии жизненной вдохновленности”, у человека появилась возможность открыться творчеству, более того - со - творчеству с Мирозданием. Человеку дана способность мечтать , то есть строить образы улучшения качества жизни на основе любви.
И здесь, нам кажется, будет логично вновь сослаться на парадигму метамодерна, говорящую о возможности “подняться над туманами” обыденного опыта, и “совершить прыжок в духовную сферу”.

Важнейшей задачей человека становится открытие души для духовных и морально - нравственных ценностей, вещественный мир потребления, эпоха постмодерна завершилась. Она ведет тех, кто опирается на принципы постмодерна, в никуда, к гибели и только возможность увидеть перспективы и шагнуть в новую эпоху метамодерна, эпоху возможностей развития и реализации, позволяют человеку ощутить себя счастливым , нужным, реализованным, позволит осознать цель своего пребывания, повысить внутреннюю энергетику и, как следствие, избавиться от множества проблем личного и социального плана, начиная с проблем в отношениях , здоровье, финансах и заканчивая мировыми кризисами.

Именно на это указывает профессор П.М Пискарев в своей статье “Homo beatus - человек метамодерна”: благодаря познанию, человек достигает такого уровня совершенствования, когда счастье начинает быть возможным. И от пессимистических настроений постмодерна, мы переходим в счастливое будущее метамодерна.
Также уместно вспомнить работу американского психолога К Левина,который ввел понятие жизненного пространства для того, чтобы показать, что истинной средой обитания человека являются те фрагменты физической реальности и социальной среды, которые отражены в сознании человека, и на которых строится его поведение. Жизненное пространство человека, по мысли К Левина, определяется не столько материальным благами, которыми он владеет, сколько знаниями и возможностями влияния на процессы, происходящие в мире”.

Опираясь на духовные и нравственные идеалы мы открываем для себя поле новых возможностей влияния на реальность и формирование нового топоса - топоса своей жизни. Именно формирование аутентичного жизненного пространства (топоса) позволит человеку не просто выжить , а жить счастливо в новой реальности.

Внутри каждого из нас накоплен огромный потенциал для самореализации и развития, для формирования “индивидуального жизненного топоса” и тем интереснее становиться индивидуальное раскрытие и поиск методов, позволяющих достойно, научно и целостно помочь человеку в решении его задач в эту непростую эпоху, помочь раскрыть и показать свой потенциал, найти уникальный путь своей жизни. Поскольку именно к поиску себя и своего пути нас направляют все катаклизмы вселенной, Вселенная разговаривает с нами на доступном ей языке, призывает прийти к гармонии нас внутри себя и на планете.

Познание человека (его природы, его сути) осуществлялось на протяжении всей истории человечества разными науками (философия, социология, антропология, анатомия, физиология и пр, пр, пр) и искусством. Но нас интересует область человеческой психики и здесь ведущая роль принадлежит психологии, которая весь прошлый век помогала человеку с помощью терапии осознать и решить его внутренние конфликты за счет работы с прошлым. И таким образом изменить настоящее и улучшить будущее.

Современный мир более требователен к результативности процессов, так как мы живем в век скоростей, то решать одну проблему на протяжении нескольких месяцев, а то и лет уже не представляется возможным и не является актуальным. Кроме того это финансово часто становится накладно для клиента. Поэтому на первое место выходит краткосрочная терапия и коучинг, как метод, позволяющий сформировать будущее и осознанно реализовывать свой потенциал и свою миссию жизни.

По мнению сопредседателя Рабочей группы по разработке стандарта профессии «Коуч» в Российской Федерации,  доктора педагогических наук,  М. В.Кларина “на индивидуальном уровне (коучинг помогает решить) запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути. И это как раз то, что необходимо в современной реальности, то о чем писали авторы статьи в ее начале. Это требование времени.

Как утверждают международные эксперты в области коучинга , коучинг способствует развитию таких качеств как лидерство, уверенность и самосознание личности расширяет диапазон возможностей, усиливает ясность мысли, развивает творчество, помогает находить дополнительные ресурсы и решать более сложные задачи, которые раньше считались нерешаемыми, человек обретает ясное видение своих сильных сторон и ему становиться много по плечу. Мнение экспертов также подтверждает верность выбора нами коучинга, как инструмента для индивидуальных изменений.

По определению дпн Кларина МВ, “коучинг представляет собой особый вид диалога, в котором специалист (коуч) помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, таки внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию.
Исходя из определения видно, что для работы принципиально не нужна особая подготовка и особые знания (как например для хирургического вмешательства или психологической терапии), хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в мире существуют центры, школы и университеты, обучающие искусству коучинга и ведению коуч-сессий.

Мастерство коуча и заключается в умении профессионально задавать вопросы, которые помогут клиенту найти ответ внутри себя, понять с помощью вопроса свою потребность и построить план достижения результата. При этом коуч остается нейтральным и без оценочным (это важное замечание стоит учесть при проведении работы).
В проекте российского профессионального стандарта коучинг определяется как «организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных, профессиональных и деловых задач».
Таким образом как мы видим из определения, что коучинг способен решить любые запросы клиента и помочь ему в любой области его жизни.

Коучинг как практика может использоваться как для решения задач развития (на перспективу) так и для решения срочных, насущных проблем, которые возникли и требуют решения “здесь и сейчас”. И этим коучинг очень сильно отличается от терапии. Он разноплановый и более функциональный. Хотя терапия необходима. Любой стоматолог вам скажет, что бессмысленно ставить пломбу на зуб, в котором не вылечен кариес, любой строитель подтвердит, что нельзя строить многоэтажный дом на разрушенный фундамент или фундамент предназначенный для малоэтажного строительства. И вот тут действительно нужна терапия, которая найдет, залечит, трансформирует ложные, разрушительные, низкочастотные убеждения, разрушающие воспоминания и негативный опыт. А на следующей ступени в дело вступает коучинг, как инструмент формирования будущего. “Невозможно построить новое настоящее, опираясь на прошлое, качественно новое настоящее можно строить только смотря из будущего, из того, что хочется”. И освободив полет мысли от обремененности прошлого терапией, можно выстраивать будущее, используя коучинг.

Исходя из вышеприведенных размышлений видно, что, в принципе, любой человек может стать сам для себя коучем. Таким образом у нас появляется термин самокоучинг как форма аутокоммуникации, которая укладывается в теорию аутопсихологической компетентности. Самокоучинг- это произвольная форма внутреннего диалога. Это психологические действия, включающие приемы, способы работы со своими психологическими состояниями, процессами, особенностями. Направленные на осознанию и коррекцию собственных психологических проявлений и включает умение задавать вопросы, позволяющие решить актуальную психологическую проблему.

Самокоучинг - это способ выстроить близкие, доверительные , глубокие отношения со своим внутренним миром, помочь самому себе понять свою реальность и решать необходимые задачи “не отходя от кассы”. Поскольку “В случаях нераскрытых или неправильно используемых потенциальных возмож­ностей личности можно говорить о блокадах успеха в самом широком смысл”.

С помощью метода самокоучинга все части личности проявляются в нуж­ном свете и интегрируются в процесс достижения успеха. В результате отпадает необходимость в борьбе против самого себя, которая требует огромных нервных затрат, зачастую наносит вред здоровью и ведет к (...) спаду.

Универсальные психологические действия самокоучинга нацелены на развитие основных структурных составляющих самосознания: самопонимания, самоотношения и саморегулирования “осознание своей тождественности, осознание своего собственного “Я”, как активного, деятельного начала, сознание своих психических свойств и качеств; системы социально-нравственных самооценок, и позволяет выстраивать эффективную коммуникацию и управление людьми и процессами.

Данная информация отправляет нас напрямую к смешанной модели эмоционального интеллекта, которая была предложена Даниелом Гоулманом, и в которой он говорит о том, что IQ состоит из самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Как мы видим из приведенной выше цитаты , самокоучинг как раз и занимается развитием эмоционального интеллекта, о котором ученые говорят как о необходимом, и чуть ли не единственном способе достижения успеха и счастья на современном этапе развития человека. Параллельно с развитием навыка самокоучинга, у человека идет развитие IQ. Делая одну работу, мы получаем результат в квадрате. И не только в квадрате. Об этом вы можете судить далее.

В случае самокоучинга сам человек становиться для себя и коучем и коучи, он сам для себя становится клиентом, он сам с собой организует партнерские отношения по достижению результата , дополнительно, тем самым, взращивая внутреннюю структуру “я-родителя” (по Э Берну).

Становясь самим себе коучем, человек развивает в себе такие навыки как осознанность; активная жизненная позиция (в решении личных, профессиональных и деловых задач); ответственность; рефлексивность и осмысленность (собственной) деятельности. Он научается вести недирективный диалог с собой, тем самым смягчая в себе внутреннего родителя, если таковой носил негативные черты характера.


Ниже приведены ряд доказательств того, почему следует овладеть практиками самокоучинга:

1. Эффективность коучинговой практики (а следовательно мы можем предположить и практики самокоучинга, в случае наработки навыков и, возможно, получения специального образования) доказана финансово на примере коучинга организаций.
По данным международных исследований, около 1/5 организаций (19%) отмечали возврат на вложенный капитал (или ROI) коучинга, в 50 раз превышающий вложения (т.е. 5000%), ещё 28% отмечали ROI от 10 до 49 раз, медианное значение составило 700%, т.е. типичная организация может ожидать возврат на инвестиции в программы для руководителей высшего звена, превышающую затраты в 7 раз.

2. Потенциал (коучинга) связан с личностной значимостью результатов (человек становится автором своего жизненного пути), а также с социальной значимостью и высокой экономической отдачей. 

3. Вы сможете уверенно раскрывать свои способности и убедительно реализовывать их в тех ситуациях, когда вы должны действовать совершенно самостоятельно и не мо­жете рассчитывать на поддержку со стороны.

3. Методом самокоучинга рекомендуется овладеть также в целях предупреждения появления проблем ментально-личностного характера.

4. В повседневном общении с людьми возникает эффект микрокосмос = макрокосмосу: наше внутриличностное состояние оказывает бессознательное, но решающее влияние на наши межличностные отношения. Что дает вам возможность качественно организовывать свой жизненный топос.

Если вы выбираете путь изменений путем самокоучинга, то стоит помнить, что когда делаешь какой-то шаг, то все меняется, твоя жизнь уже не будет прежней, изменится твой топос: твое внутреннее и внешнее пространство. Возможно, с точностью до наоборот. Вставая на путь коучинга, самокоучинга, ты встаешь на взрослую позицию поиска своего пути и своего предназначения. Каждый раз получая ответ на заданный себе вопрос возникает проблема выбора: делать или не делать? Менять жизнь или не менять? Остаться на позиции ума и опыта или пойти по пути доверия и творчества. Проблема выбора в точке осознания необходимости принятия решения - это всегда точка отсчета нового пути, это всегда ситуация, когда ты стоишь на распутье и от того, какое решение ты примешь в этой точке, зависит каким путем пойдешь.
И здесь возникает вопрос:" На что опираться в этой точке бифуркации? Как сделать этот выбор? Что последует за этим? Как предвидеть дальнейшие события?"
И здесь, на наш взгляд, возникает вопрос ценностей, то есть тех морально-нравственных основ, на которые человек опирается и которые сформированы у него на данный момент жизни.

Это и ценности семьи, ценности общества и коллектива, в котором он находится, ценности народа, страны, ценности глобальные (мирозданческие, духовные). Именно ценности помогают сделать верный шаг, шаг, за который потом не будет стыдно, шаг, последствия которого будут морально оправданы и признаны человеком, как истинные и верные.
И этот ценностный ориентир должен стать путеводной звездой в принятии любого решения: от самого крохотного до глобального и претворения намеченных действий в жизнь.

В рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева действие является структурной единицей деятельности, состоит из ряда операция, подчинено реализации цели, которая, в свою очередь, обусловлена мотивом деятельности.

Мы видим взаимосвязь четырех понятий деятельность, действие, мотив и цель. И чтобы “не стрелять из пушки по воробьям”, необходимо выяснить какова реальная цель и какие именно действия следует совершать, а также где взять энергию на реализацию данной цели. И будем понимать, что теорию деятельности мы рассматриваем сквозь призму новой эпохи - эпохи метамодерна и осуществление деятельности идет на создание аутентичного топоса и формирования новых фреймов.

Для этих нужд в ХХI появляется уникальный психологический метод познания себя своей реальности, а также трансформации своего топос - этот метод “нейрографика“.

Автор метода профессор ПМ Пискарев пишет, что этот метод “позволяет вам здесь и сейчас прикоснуться к безграничному потенциалу   своего высшего “Я” и использовать его энергию для решения поставленных целей, разбудив скрытые силы и мобилизовав невостребованные ресурсы и это определение по основной сути совпадает с тем, что пишет Бессер -Зигмунт К. в своей книге "Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей": “коучинг позволяет выявить скрытые способности ведущих специалистов. Иметь спо­собности и уметь применять способности — разные вещи. Здесь начинается целенаправленное развитие активной личности.
Мы видим, как изначально схожи основные цели нейрографики и самокоучинга.
Это как раз то, что необходимо ищущему человеку в современном мире. Таким образом нейрографика как нельзя лучше подходит для сопровождение сессии самокоучинга и дает правдивые ответы на задаваемые вопросы. Это обусловлено функциями метода.

На основе выделенных профессором Пискаревым П.М функий нейрографики, которые он описывает в статье “ Предпосылки формирования метода “нейрографика”, мы можем говорить о результатах, получаемых человеком, который будет использовать данный метод в качестве основного метода самопознания.

Во- первых, используя нейрографику в самокоучинге,  человек способен продиагностировать свое состояние, потому что в этот момент подключается творческая составляющая человеческой натуры и он проявляется в работе как индивидуальность, как личность.
“ Рисунок, даже если он составлен с использованием ограниченного набора форм, знаков или символов, будет отражать уникальную природу человека, как уникален отпечаток его пальца”.

Помимо диагностики своего состояния человек благодаря использованию нейрографики осознает неосознаваемые процессы происходящие в его психике за счет того, что к работе над поставленным процессом подключается рука и задействует кору больших полушарий, связанную с речью и письмом, таким образом повышается уровень анализа и синтеза внутренней информации клиента. Работа методом нейрографики ,будет “ , вызывать интеграцию опыта и переживаний в сознании
субъекта. Более того, подобная особенность позволит увеличить способности
человека к вербализации как проблематики, так и достигнутых изменений.

Выводя неосознаваемые подсознательные реакции в область сознания человек способен осознавать происходящие события и интерпретировать внутренние переживания и потребности, принимать адекватные решения.
В результате получения осознаваемого опыта, опыта на новом уровне восприятия, понимая себя изнутри, у человека происходит “ интеграция трансформированного результата в картину мира.

При создании работы очень важно “отпустить руку” и перестать контролировать происходящее на листе бумаги. Только таким образом можно достичь искренности своих работ и яркого выражения происходящих процессов, а также войти в состояния подключения не только к своему внутреннему миру (подсознанию), но и к сверхсознанию, коллективному бессознательному. Когда ум перестает контролировать и указывать человеку на необходимость совершения действия, тогда подсознание выдает свои секреты, а надсознание указывает наилучший путь достижения желаемого максимально красивым способом. Именно поэтому нам кажется уместным назвать нейрографику методом графической медитацией, которая способна привести человека в состояние дзен и открыть ему высшие смыслы. И только зафиксировав все прожитые эмоции, чувства, желания, ощущения , имеет смысл подключать логику и анализировать данные работы, получая глубокие инсайты и озарения в процессе погружения в полученную информацию, потому что над данной работой трудилось в купе ваше тело, ваша душа и ваша психика.И если вы пошли по пути расслабления и позволения быть и случаться, то ваше глубое познание вашей реальности методом нейрографики неизбежно. А разум поможет достать скрытые смыслы из зашифрованной, но в тоже время уже открытой сознанию, работе, используя выделенные автором метода, реперные точки.

Так например, в работах человек будет выделять структурные элементы схожим образом гиперболизируя наиболее важные с его точки зрения элементы;  через соразмерность элементов будет отображена значимость; связи элементов и их диспозиция также будет отражать восприятие и аттитьюды.

Каждый отдельный элемент иллюстрации и связи между элементами
выступают единицей информации. В то время как вся иллюстрация в целом
обнаруживает синергетическую природу — она не сочетание всех элементов
и их природы, но нечто большее (эмерджентная природа). Полученная
репрезентация будет обладать природой целостного образа, со следами
аттитьюдов субъекта.

И именно эту целостную картину внутреннего топоса следует расшифровать человеку, занимающемуся самоисследованием - самокоучингом методом “нейрографика”.

Мы видим огромную перспективу развития системы самокоучинга с использованием метода нейрографики. Эффективность метода доказана огромным количеством клиентских историй, которые записаны Институтом психологии творчества и которые подтверждают то, что метод работает, дает результаты в самой короткой перспективе. Каждый желающий способен освоить для себя метод скорой психологической самопомощи - метод самокоучинга с красивым названием, мощным эгрегором и приятным послевкусием - метод “нейрографика”.

В рассмотренной нами теме мы увидели логическую взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, самокоучингом и нейрографикой. И поскольку развитый эмоциональный интеллект можно рассматривать как предпосылку успешной и счастливой жизни, то мы считаем целесообразным в дальнейшем исследовать развития эмоционального интеллекта с помощью нейрографики. Данное умозаключение требует проведения практических исследований по этой теме.
Самокоучинг Коучинг