Тема счастья актуальна в ХХI как никогда. И связано это с различными социальными аспектами.
Современному человеку брошен вызов: «Будь счастлив!» С экранов гаджетов и телевизоров, со страниц журналов, из социальных сетей на нас смотрят успешные счастливые люди: смеющиеся довольные дети, красивые ухоженные женщины, успешные мужчины, довольные семейные пары, достойно встречающие старость, пожилые люди. Все это вызывает внутри нас ощущение необходимости соответствовать иконе стиля: быть успешным и счастливым. Быть несчастным — это совершенно неактуально.
Однако человек живет в реальном мире и ежедневно сталкивается с огромным количеством проблем, стимулирующих скорее стресс, чем счастье. Это и огромная информационная нагрузка, сложность решаемых задач, для поколения 60-70х годов — это изменение ценностных ориентаций, смена понятий и отношений.
2020 год внес новые коррективы — это пандемия (распространение короновирусной инфекции) и в связи с ней самоизоляция и необходимость находиться в замкнутом пространстве, порой не имея возможности на личную территорию, поиск новых путей общения самореализации.
В связи с вышесказанным, сохранять внутреннее ощущение счастья становится все сложнее. В этой ситуации нам на помощь могут придти знания, уже имеющиеся в науке (философии, социологии, культурологии, психологии) относительно формирования феномена счастья.
В данном материале мы хотели обратить ваше внимание на физиологические механизмы формирования состояния счастья, потому что тело/телесность — это часть человеческой природы и первый квадрант экрана Метамодерна «Модель личности», разработанная ПМ Пискаревым. В диссертационной работе предполагается исследовать влияние метода нейрографики на формирование у человека ощущения счастья в современном мире.
Состояние счастья связано напрямую с потребность организма остаться в живых. Выжить, чтобы передать свой генетический материал потомкам. И если сейчас в человеческом обществе это напрямую проследить крайне сложно, то посмотрев на историю развития человечества в ретроспективе, а также на жизнь в природе высших млекопитающих, к которым относится и человек, увидеть это вполне реально.
Будем опираться на материалы, опубликованные Лоретто Грациано Бройнинг и другими авторами. «Когда мы чувствуем себя хорошо, мозг синтезирует такие гормоны, как дофамин, серотонин, окситоцин и эндорфин» . Именно действием этих гормонов (нейрохимических веществ) обеспечивается наше ощущение счастья. Их выработка в организме связана с тем, что мы сделали что-то такое, что в конечном итоге привело к выживанию наших генов. И этот механизм заложен в нас самой природой.
Сделанный выбор (произведенное действие) моментально запоминается нашим организмом, фиксируется в мозге, потому что в это время там проходит сигнал, соединяющий задействованные в процессе нейроны, которые образуют прочную цепь. Так рождается материальная основа привычки.
В противовес этому, если был получен негативный опыт, который угрожает выживанию генов, то вырабатываются гормоны «несчастья». И этот опыт тоже запоминается за счет образования нейронных связей и сигнализирует нам о возможной опасности. Мы, идентифицируя ситуацию в будущем с предыдущим опытом, стараемся подобные ситуации избегать.
У человека нейронные связи не врожденные. Они начинают образовываться с момента нашего появления на свет и формирование основных связей завершается к 7 годам. Это та материальная база, с которой человек проживает всю оставшуюся жизнь, часто не понимая причин изменения настроения.
К этому времени, сформированные под воздействием внешних условий и благодаря действию гормонов счастья и несчастья, нейронные сети представляют собой широкие магистрали, по которым нервному импульсу легко и свободно передвигаться. И именно этим объясняется определенное проявление человека в социуме.
Второй «взрыв» в процессе образования нейронных связей происходит в период полового созревания и связан непосредственно с биологической возможностью передачи генов в данный период.
Понятно, что эволюция опиралась не на моральные и социальные требования, а, в первую очередь, на биологические законы.
Образованные до 7 лет и в период полового созревания нейронные сети очень крепки, так как это связано с активной миелинизацией нервного волокна в эти периоды жизни. Миелин, покрывающий нервные волокна, обеспечивает более быстрое и эффективное прохождение нервного импульса, чем и объясняется прочность связей, а следовательно и наших поведенческих реакций, сформированных в эти периоды жизни.
Нейронные связи образуются в момент выброса гормонов лимбической системой мозга. Это сигнализирует, что произошла ситуация, позволяющая нашим генам выжить, быть переданными и именно это состояние мы идентифицируем как счастье.
Существуют 4 основных гормона счастья: дофамин, эндорфин, окситоцин, серотонин. Каждый из 4 гормонов включает у человека специфическое положительное ощущение. Рассмотрим их.
Дофамин - гормон радости и удовлетворения. Вырабатывается, когда человек получает необходимое. Дофамин мотивирует человека к действию, даже если это связано с затратой энергии. Будущее удовлетворение потребностей вызывает выброс дофамина. «То, как вы определяете свои потребности, зависит от вашего уникального жизненного опыта. Каждый раз, когда дофамин поступал в пору вашей молодости, он связывал нейроны в вашем мозгу. Теперь вы запрограммированы на то, чтобы удовлетворять свои потребности так, как вам было хорошо в прошлом.» Дофамин заставляет искать то, что удовлетворит сформированные потребности.
Эндорфин формируется благодаря переживаемой боли, чтобы смягчить ее воздействие и дать возможность человеку или животному выжить (спастись). Благодаря выработке эндорфинов возникает чувство, называемое эйфория. Это состояние испытывают спортсмены во время перенагрузок (второе дыхание), это состояние получают при нанесении себе вреда. Этот же гормон вырабатывается при искреннем смехе и потягивании (умеренном воздействии на неработающие мышцы), что более экологично, чем предыдуший вариант.
«Окситоцин дает ощущение безопасности в кругу себе подобных.» (17) Человек - социальное существо и именно в социуме он чувствует себя в безопасности. Это глубокая связь с невозможностью выжить в одиночку в начале развития человечества закрепилась на биологическом уровне. Окситоцин — основа доверия. И если есть опыт обмана доверия, то формируются нейронные связи на избегание социальных контактов, как более безопасный способ жизни. Но тогда человек лишает себя окситоцина и приятных ощущений связанных с его выработкой. «Окситоцин — гормон любви». Максимальное количество окситоцина вырабатывается в момент мужского и женского оргазма, во время родов, при кормлении грудью. Именно окситоцин формирует прочные семейные узы, связь матери и ребенка, союз мужчины женщины.
Серотонин создает у человека чувство признания и уважения со стороны окружающих, ощущение социальной значимости. Он мотивирует на то, чтобы заслужить уважение себе подобных и подняться благодаря этому вверх по социальной лестнице. Это дает ему преимущество перед другими особями оставить потомство и обеспечить продолжение своего рода. Данная закономерность прекрасна видна в животном мире. А в популяции людей в настоящее время мы можем наблюдать парадокс: в мире богатых и знаменитых количество наследников порой не так велико, как у людей со средним и низким достатком. Хотя потребность быть популярным и знаменитым при этом не уменьшается. Получая в юности подкрепление в виде уважения за совершенные действия мы тем самым формируем у ребенка основы поведения. И он будет стремиться совершать подобные поступки в течении жизни, ожидая вознаграждения в виде выброса серотонина и получения ожидаемых биологических реакций. Формирование привычки верить в себя помогает выработке серотонина во взрослом состоянии.
Описанные гормоны вырабатываются в нашем «историческом мозге» - в лимбической системе. Попадая в кровь, они существуют там не долго и распадаются, стимулируя организм к дальнейшим действиям для выживания и сохранения ДНК, на поиск в окружающем мире подходящих ситуаций, которые простимулируют выработку гормонов счастья.
Благодаря наличию развитой коры головного мозга человек имеет возможность формировать нейронные связи на протяжении всей жизни и приспосабливаться к новым условиям существования за счет формирования нужных привычек. Правда с возрастом процесс формирования новых нейронных связей происходит медленнее. Это связано в том числе со снижением выработки в организме миелина. Поэтому для формирования нового способа поведения/реакции человека на известные раздражители требуется значительное количество времени и повторений, чем было в детстве.
Кроме того, когда действие на внешний раздражитель не соответствует привычной реакции в организме возникает чувство тревожности и человек воспринимает это как сигнал, что что-то не так, что-то угрожает его генам и отказывается формировать новую привычку.
В таком случае наилучшим вариантом будет перетерпеть это чувство дискомфорта, осознавая происходящее, и продолжить формировать новую более полезную привычку. Сформированные путем многократных повторений новые нейронные связи также начнут приносить удовольствие, сопровождаясь выбросом гормонов счастья. Таким образом, счастливую жизнь на физиологическом уровне можно формировать сознательно.
Так вырабатывать дофамин поможет формирование навыка ежедневно замечать свои победы, пусть даже незначительные; радоваться продвижению к цели «маленькими шагами», праздновать свой успех, свои конкретные действия по достижению желаемого. Научиться решать свои проблемы маленькими порциями, используя известное изречение в качестве напутствия : «Ешьте слона по кусочкам». Благодаря этому ненавистные вопросы постепенно разрешатся и это добавит в жизнь позитива. Научиться ставить достижимые, но не заниженные цели. Их реализация принесет в жизнь дофаминовое счастье.
Для выработки эндорфина достаточно искреннего продолжительного смеха, который способствует напряжению внутренней гладкой мускулатуры. Слезы также способствуют выработке эндорфина. При этом не стоит заставлять себя рыдать, а вот сдерживать слезы и накапливать напряжение не нужно. Лучше выплакаться и получить свою порцию гормонов счастья. Разнообразные физические упражнения и особенно растяжка тоже способствуют выработке эндорфинов. Поэтому занятие нейропластикой будет крайне полезно тем, кто хочет получать больше этого гормона и удовольствия от него.
Выработке окситоцина способствует общение с животным и с «друзьями» в социальных сетях. Если у вас существует травма доверия, то пользуйтесь правилом маленьких шагов и выстраивайте «доверительные отношения с помощью цепочки небольших взаимодействий». Это не будет вызывать страха предательства ни у вас ни у вашего визави. Используйте в отношениях с новыми людьми правило : «Доверяй, но проверяй». Это избавит вас от будущих разочарований. И еще, научитесь вызывать доверие в людях. Это очень приятный момент получения окситоцина. Из физических проявлений выработку окситоцина стимулирует массаж и секс. «Использовать ли эти способы для получения удовольствия ?»— решать только вам.
Выработке серотонина способствует в вашем организме похвала самому себе за сделанное, высказывание одобрения в свою сторону. Получить общественное признание бывает сложно, а вот испытывать гордость за самого себя — вполне достижимая задача. «Смотри, что мне удалось сделать!» - это та сакраментальная фраза, которая приведет к формированию новых нейронных связей и выработке серотонина. Перестаньте концентрироваться на своих недостатках, научитесь наслаждаться своим социальным статусом каждое мгновение и не важно находитесь ли вы в подчиненном или доминирующем положении. Отмечайте преимущества каждой ситуации.
Регулярно отмечайте какую пользу и добро вы приносите в мир, каково ваше влияние на окружающую реальность. И перестаньте контролировать все и вся , учитесь ощущать себя в безопасности даже в ситуации неопределенности. Для этого начните делать что-то по-другому, непривычным для вас способом и вы увидите, что так тоже можно жить. В результате изучения проведенных исследований становится понятно, что наши ощущения феномена счастья имеют физиологическую основу и сформировались в процессе эволюции как приспособление к сохранению генетического кода. В процессе индивидуальной жизни человека возможно формирование привычек, приносящих ощущение счастья и трансформацию ранее сформированных поведенческих реакций, которые во взрослой жизни являются не эффективными.
Из теоретических данных понятно, что нейрографику как метод наиболее целесообразно использовать для формирования дофаминовых и сератониновых привычек. Параллельно у человека может формироваться и окситоциновая привычка.